Карты, деньги, два ствола или приключения прокурора Хлопушина
Недавно Россия приобрела вместе с Крымом самого «няшного» на свете прокурора – красавицу Наталью Поклонскую. Но, как говорится, хороша «няша», да не наша. Далеко не все российские прокуроры так милы, а некоторые из них и вовсе паразитируют на обширных государственных полномочиях, а также лишены каких-либо моральных принципов. Таков и главный блюститель законности Вологодской области Сергей Николаевич Хлопушин. Служебная биография этого «законника» полна интересных историй и совпадений, особенно начиная с 2003 года, когда он был назначен прокурором Республики Калмыкия. До этого, совсем не юный Хлопушин, 1958 года рождения, не делал резких взлетов в карьере, и к тому же в суровом Ставропольском периоде карьеры он не был допущен к «кормушке», и накопил массу комплексов и обид. Но с 2003 года отыгрался по полной…
«Митингующие террористы» и смерть Магнитского
В 2004 г. в г.Элисте (Калмыкия) проводился многодневный митинг под лозунгом «Нет террору — нет Илюмжинову». Президент республики недоброжелателей накопил немало, а потому собралась немаленькая толпа. Сначала прокурор Калмыкии Хлопушин и городские власти запретили сие действо (причем незаконно – в день проведения), затем представители УВД провели неудачные переговоры. 21 сентября в 00.20 ОМОН блокировал демонстрантов, из-за щитов показался прокурор и именем Конституции потребовал разойтись. Из толпы его спросили, какую конституционную статью он имеет в виду и кто ответит за незаконные действия. Прокурор ответил, что берет ответственность на себя, и силовики пошли на штурм. Окончилось все трагедией: 89 пострадавших в больницах, 5 — в реанимации, 15 — без вести пропавших, 3 — в морге. В отлавливании и избиении демонстрантов участвовали также представители криминалитета, ставропольский ОМОН и «делегаты» из солнечного Дагестана. Днем позже Хлопушин заявил: «митинг организовали те же террористы, что устроили теракт в Беслане. …Они хотели устроить в Калмыкии (преимущественно буддистской республике) исламский халифат».
Нетрудно понять почему прокурор сделал это – он только начал жить, дышать полной прокурорской грудью: каждое утро на крыльцо его дома ставилась огромная корзина с деликатесами, президент республики дал долю в нефтяном и строительном секторе! А жалкие калмыки со своими проблемами мешают работать, отвлекают от дел насущно-финансовых. Да и на волне подъема силовиков (а-ля «мочить в сортире») смелый разгон митинга – это идеальный для карьеры и авторитета шаг.
Но из-за недостатка опыта, а также корявого исполнения, прокурор вылетел из республики как пробка из бутылки с любимым коллекционным коньяком. Ведь представители Администрации Президента РФ прекрасно знали о пикетах побитого, но не уничтоженного местного населения с требованием «Хлопушин – вон из Калмыкии!».
Также калмыцкий период запомнился важной ролью Хлопушина в группе правоохранителей, прикрывавших хищения бюджетных средств через ООО «Парфенион», ООО «Махаон», ООО «Рилэнд» и ООО «Камея» путем незаконного возврата налога на прибыль. Как известно, эти фирмы имели тесные финансовые связи с инвестфондом «Hermitage Capital Management» и кинули государство, равно как и иностранный фонд не на один миллиард рублей. Незаконную деятельность правоохранительной группы, членом которой был и Хлопушин, расследовал Сергей Магницкий, за что и поплатился жизнью.
Подольский вопрос и тесное кресло
Итак, после разгона митинга в Элисте и бредовых заявлений про калмыцких буддистов-ваххабитов С.Хлопушин был назначен городским прокурором города Подольск. Однако мало кто знает, что это была лишь целевая командировка. Хлопушина отправили жестко урегулировать вопрос прокурорского шлейфа в истории с убийством первого заместителя главы администрации Подольска Петра Забродина. Напомним, в 2005 году (еще до подольской командировки Хлопушина) в убийстве Забродина был обвинен мэр Подольска Александр Фокин – в прошлом криминальный авторирет-националист, захвативший около 10 предприятий г.Подольска с помощью «прокурорских наездов». Проверка Хлопушина показала – сотрудники МВД и прокуратуры Подольска способны держать язык за зубами и слабым звеном для прокурорского престижа и чести мундира является лишь сам Александр Фокин. После этого, подольский мэр при загадочных обстоятельствах повесился в тюремной больнице «Матросской тишины», а С.Хлопушин получил назначение начальником управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
От подольских журналистов также стало известно о нескольких предшествующих смерти Фокина встречах «временного» подольского прокурора с почетным жителем г.Подольска Сергеем Лалакиным (он же авторитет «Лучок», основатель и бессменный руководитель крупной Подольской ОПГ, один из немногих выживших в перестрелках 90-х).
Кстати, подольские предприниматели припомнили еще пару характерных для «блюстителя закона» эпизодов. Первый – откровенное крышевание ставшего прокурорской «притчей по языцех» подмосковного игорного бизнеса, второй - лоббирование интересов совершенно «неместных» бизнесменов.
А этим неместным бизнесменом был, внимание, отлично знакомый вологжанам Александр Аркадьевич Риммер, печально известный глава группы «Фокс». Риммер и Хлопушин были в те времена закадычными друзьями, и совместно осваивали «Подольские просторы». «Подольские просторы» - именно так назывался жилищный комплекс, по факту незаконного строительства которого по указанию Хлопушина в 2006 году было возбуждено уголовное дело. Впоследствии один из владельцев компании пропал без вести, а часть земель присвоил А.Риммер.
А провинциальная Вологда в это время уже знала прокурорского друга, ведь война группы «Фокс» (рейдер Риммер) и ГК «Вектор» (рейдер Владимир Хазанов) за ряд «бумажных» предприятий в 2004 году обернулась для г. Сокола Вологодской области стрельбой, захватами и десятками раненых ЧОПовцев, юристов и т.д. В разборках участвовали все – от губернатора, главы УМВД Горчакова и офицеров вологодского ОМОНа до малолетних отморозков, но точку поставили в Москве, где Хазанов в 2005 году был задержан по подозрению в мошенничестве, естественно, при активном подключении связей прокурора Хлопушина в соответсвующем Главке МВД.
Итак, немного наследив, но «зачистив» подольского мэра, подмосковный городской прокурор вдруг стал начальником управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Надо отметить, к тому времени дружище Риммер Хлопушина просто кинул и обещанных сумм не выплатил, но «подольского прокуроришку» недооценил и его карьерного движения не просчитал, а потому сам стал фигурантом уголовных дел, по указке заведенных вологодскими следователями. Скрывшись в Германии, Риммер был с подачи друга-карьериста объявлен в международный розыск.
Но скучно и тесно было Хлопушину в таком высоком кресле из кожзама, не хватало самостоятельности, воли, азарта, ну и конечно же шальных денег. Где казино, где стройки, где нетронутые мэры, дело на Риммера где? Где, где – в Вологде-где!
Уже в январе 2007 года мечта Сергея Хлопушина сбылась, его понизили и он получил в свои руки целый регион – Вологодскую область. Правда, главой региона он стать не смог, а вот «главарем» – запросто!
Место было отлично подготовлено: незадолго до прихода «главаря» застрелился из табельного пистолета прокурор Вологды Петр Жирихин, а областной – Александр Апанасенко «добровольно» подал в отставку после проверки Генпрокуратуры.
«Главарь» региона
«Я тебя породил, я тебя и убью», вспоминал Риммера и чесал руки новоиспеченный прокурор, устроившись в кресле из натуральной кожи. И ведь повезло – уже в 2008 году владелец группы «Фокс» был найден Интерполом, экстрадирован и очутился в той самой «Матросской тишине». Вскоре Хлопушин добился его перевода в СИЗО № 2 г.Вологды, а в 2012 году – осуждения на 10 лет лишения свободы Сокольским районным судом. Лишь после того, как упрямый Риммер с процентами заплатил по старым «подольским» долгам, 9 из 11 обвинений были сняты (2 – для страховки оставил) и прокурорский «друг» вышел из-за решетки. До этого – никакие уговоры, тысячи жалоб в вологодские суды, где под Риммера даже был отведен специальный день, ничего не помогало! Похоже, крепкие связи «с порога» наработал прокурор.
Надо отметить, что в честной дружбе Хлопушин был несколько разочарован и в Вологде приобретал «друзей» исключительно с позиции силы. Так, почти сразу после назначения в прокурорскую свиту попал известный в городе строитель – владелец и ген.директор ЗАО «Горстройзаказчик» Петр Алексеевич Рыжков. Сначала, правда, он попал на два дня в камеру предварительного заключения по подозрению в незаконном получении бюджетных средств от УВД города за использование милиционерами своей базы отдыха в пресловутом Сокольском районе. Прокурор заодно и областное УМВД на место поставил. Рыжков же, заплатив один раз, и по сей день является прокурорской «торпедой», основным городским вымогателем и посредником при получении взяток. В целях «укрощения строптивых» появились также «дело о скрепках» (фигурант – депутат Законодательного собрания А.Лукичев), «дело об асфальте» (фигурант – глава комитета ЖКХ Валентин Горобцов).
Вторым другом Хлопушина стал один из «черных кардиналов» вологодской областной политики - заместитель Губернатора (до 2012 года) Николай Костыгов. Они подружились с первого взгляда, сразу после того, как прокурор узнал о количестве фирм, зарегистрированных на сына чиновника - Владимира Костыгова, а также получении этими фирмами многомиллионных кредитов и других аферах звездного сыночка. А Костыгов-старший не сопротивлялся, и как в известной рекламе «МММ» из 90-х стал работать по принципу «Я не халявщик, я партнер». К тому же, Костыгов-младший был также как и «главарь» региона, обижен на несколько миллионов пресловутым Риммером.
Подружившись, Костыгов заказал дело на Антонину Ивойлову, которой был должен сынок Вова. Итог – штурм квартиры, громкий обыск офиса, заключение под стражу, обвинения все в тех же незаконно полученных кредитах. После снятия финансовых претензий Ивойлова из-под стражи вышла, правда, дела не закрылись.
Кроме того, сынок прокурорского друга, будучи заместителем управляющего вологодского филиала «Банка Москвы», выдавал кредиты кому попало (необеспеченные), а бывало, что и самому себе (подробнее, http://premier.region35.ru/gazeta/np803/s34.html). Чем кончилось дело все знают – задержаниями, громким уголовным делом. А Вова просто под счастливой звездой родился – только лишь свидетельские показания давал. Правда, внимательно почитав статью, становится понятно – дело вологодского филиала «Банка Москвы» ничем не кончится и до суда на 99,9% не дойдет ни в 2014, ни в новом 2015 году, как бы не «пыжились» люди в масках и костюмах и полицейское следствие. Хлопушин подконтрольные схемы еще никогда не сдавал. Друзей бывало, а схемы – никогда. Хотя, похоже, никто и не думает «пыжиться».
Вместе с «черным кардиналом» Николаем Костыговым прокурор Хлопушин ставил и своего (ну и нашего, получается) мэра – действующего и по сей день Главу города Вологды Евгения Борисовича Шулепова. Напомним, до него эту должность занимал Алексей Якуничев. Хронология выглядела примерно так: в 2007 году председатель Гордумы Михаил Банщиков за кресло в Государственной Думе РФ «слил» Костыгову серую схему распределения квартир в Вологде. Ее активным участником был строительный «жулик» Владимир Фролов («Вологдастрой»). К нему запустили «торпеду» (Петю Рыжкова, «Горстройзаказчик»), который принудил его написать заявление на мэра. По этому заявлению прокурорский «главарь» Хлопушин состряпал дело, и Якуничев в июле 2008 года подал в отставку. Но на зачищенное поле залез Валентин Михайлович Горобцов (назначен и.о. Главы). Горобцов усилиями Костыгова и председателя Законодательного собрания области Шевцова Г.Е. был обманным путем скомпрометирован и с выборов снялся, хотя имел реально самый высокий рейтинг. Но, тем не менее, Валентин Горобцов не лег ни под прокурорского «главаря» Хлопушина, ни под коррупционера Костыгова. Возмездие Хлопушина нашло Горобцова позже – в 2011 - 2012 годах в виде очередного уголовного дела (дело о слишком маленьких бесплатных квартирах для населения, в котором умысел Горобцова не нашли даже после осуждения).
Так вот, в 2008 году на городской олимп взобрался прокурорский «прикормыш» Евгений Шулепов (и остальных конкурентов Хлопушин поснимал). Хотя начал карьеру мэр-коррупционер с обыска (в кабинет пришли сотрудники ОБЭП), но Сергей Хлопушин это надежная крыша, и схемы, напомним, не сдает. ОБЭПовцев уволили, строительные схемы прокурор развернул так, что не чета «подольским просторам». Как вы догадались, «торпеда» Рыжков и заявитель Фролов получают не самые худшие участки в городе. Правда до 45 % прибыли составляет прокурорская комиссия. Некоторые участки готовятся и оформляются специально под прокурора (например, ЖК «Молодежный», дом по ул.Челюскинцев, 51 «Б» и др.). Несмотря на наигранные осложнения отношений, совместные походы в VIP-баньку и на рыбалку с Шулеповым получаются лучше этого фарса. Да и схемы как на ладони.
А никому уже не нужное уголовное дело на Якуничева заместитель Хлопушина Тофик Ашурбеков в 2008 году готов был закрыть за символические 4 миллиона рублей. Но посредник был послан. А Якуничев, соответственно, был осужден.
Второго заместителя Губернатора Виктора Рябишина Хлопушин принял в свой кружок по коммерческим интересам, словив сыночка Диму Рябишина на воровстве с государственных контрактов по строительству спортивных объектов.
Надо отметить, что и с самим предыдущим Губернатором области Вячеславом Позгалевым Хлопушин тоже выстроил отношения. Ведь у старика был замечательный зятек – Вася Соловьев, который как-то раз неудачно в Чагодощенском районе газовую подстанцию к рукам прибрал и нарвался на уголовное дело по факту. Всего 5-7 допросов зятька и Позгалев уже жмет руку и улыбается. Но улыбок мало, а вот проведенный вопреки всем законам ремонт прокуратуры за счет правительства области – это в самый раз. Документы на безумие подписывал Сергей Тугарин.
Кстати, Василий Соловьев, который уже и Позгалеву не зять и жене не муж, Хлопушину до сих пор по таксе платит.
А вот с непокорными Хлопушин разбирается уверенно, хотя и помягче чем с подольским мэром. Так, например, руководитель вологодской Налоговой инспекции Елена Немцова не хотела принимать построенное с нарушением всех строительных технологий здание («стекляшка») у прокурорской «торпеды» Пети Рыжкова. Итог, Хлопушин в собственном кабинете продемонстрировал ей пачку заявлений (в т.ч. ее бывшего мужа) о совершении Немцовой преступлений. Ошалевшая от такого произвола женщина предпочла ретироваться в Контрольно-счетную палату.
Расправившись с главным налоговиком, Хлопушин и Костыгов провернули одну из наглейших вологодских афер. Любовнице Костыгова-старшего Елене Минаковой (сошлись во время прогулки на теплоходе за счет Правительства) позарез понадобилось выкинуть из колбасного бизнеса (фирма «МиМП») компаньонов – мужа Виктора и подругу Любовь Позднякову. Хлопушин сотворил чудо – в налоговой инспекции после ухода Немцовой произошла масштабная подмена документов по «МиМПу» и партнеры эффектной блондинки в дураках. Концы зачистил один из вологодских ЧОПов, причем хватило элементарных угроз.
Кстати, людей пускать в расход Хлопушин умеет как в прямом (Подольск, Калмыкия), так и в переносном смысле. Например, заместителя Губернатора Сергея Тугарина, не раз втемную использовавшегося в прокурорских схемах, «главарь» приказал в профилактических целях и для заметания следов обвинить в незаконном выделении госгарантий. Это уголовное дело – страховка Хлопушина от предательства подельников и не более того. Правда, инстинкт вора у «главаря» сильней прочих – а потому предложение закрыть дело за 15 миллионов рублей все же поступило экс-чиновнику.
Нетронутым остается лишь действующий Губернатор Олег Кувшинников, да и то потому что фигура несамостоятельная и полностью управляемая олигархом Алексеем Мордашевым. Однако, естественно попытка была. И заключалась она в назначении проверки по факту одного из финансовых распоряжений Кувшинникова (по детскому спорту, вернее его сворачиванию в г.Вологде). Ответ последовал молниеносно - один звонок Мордашеву превратился в сорванное назначение Хлопушина на вышестоящую должность, и последующее перемирие в формате глава региона - «главарь региона».
С прессой у Хлопушина